четверг, 19 мая 2016 г.

Что вредит нашей науке



 Итак, настало время расставить точки над 'i'.
Современному постиндустриальному обществу необходимы идеи, и в то же время оно их отторгает. Современному постиндустриальному обществу необходимы уникальные специалисты, и в то же время оно их ценит лишь отчасти. Нам необходимы качественные медиа, и мы продолжаем читать желтую прессу. Нам нужна сильная армия, но мы продолжаем сваливать именно на ее командование ошибки Президента-хозяйственника. Обществу нужна адекватная картина мира, и оно же закрывает глаза на открытия науки или забывает их финансировать.

Мы живем в состоянии раздвоенности.
Лучший на сегодняшний день способ преодолеть ее - это просвещение, причем просвещение яркое, доступное и популярное. Замыкание ученых в отдельную касту, якобы стоящую над политикой, преступно. Политика в той или иной форме пронизывает и коммерцию, и науку. Имея благородные цели просвещения, украинская наука en masse все еще живет на позициях закрытости и элитарности, которые считаются дурным тоном в других странах.

Традиционно именно невежество является одним из источников внутреннего хаоса. Не борьба с невежеством, часто слепая и бездумная, а грамотный подход к кадровым вопросам и медиа-имиджу способны спасти нашу науку от застоя и неуместной камерности.

Я - не анархист, а последовательный меритократ. По моему мнению, лучшими не рождаются, а становятся, хотя между статусами эксперта и гения лежит пропасть. Главным врагом современного украинского общества является высокомерие науки, которая как пряталась, так и прячется в 'башню слоновой кости' собственных губительных стереотипов. Всезнание не ведет ко всемогуществу. Имитация всезнания, закомплексованность и насыщенность мешают науке трансформироваться и начать по-настоящему служить обществу, у которого развилась аллергия на скуку. Оно жаждет практических знаний и глобальных теорий. Во всем мире индустрия научпопа является престижным направлением медиа, и только в восточнославянском обществе попытки научного прорыва наталкиваются на блокаду со стороны бюрократии. Науке, по сути, не от чего и не от кого защищаться. 'Защита от дурака' закодирована в самом знании, так как посланник и есть послание. Евроинтеграционные процессы в науке не должны приводить к появлению евробюрократии, а ведь именно эту форму сейчас приняли некоторые законопроекты. Фактически, сильный научный сотрудник - это идеолог общества, способный мыслить синтетически и умеющий вести дискуссию корректно, толерантно и гуманно. Таких мудрецов, близких к просветлению, в стране наберется в лучшем случае 3000 на 45 миллионов населения. Ответственность, лежащая на этих людях, крайне велика, и они часто оставляют науку из-за подагры ложной незаменимости, поражающей ее члены.

Христианство говорит: 'Начало мудрости - страх Божий'.

Тантра утверждает, что главное - не удовольствие и боль, а то, что между ними.

Так и в культуре украинского общества, одного из самых одаренных в мире, главное - это истина, а она живет между болью фанатизма верующих и снобизма ученых и удовольствием от осмысленного бытия первых и технологической компетентности вторых. Истина не в сциентизме и не в антисциентизме, а в открытости к квантовой текучести мира, включающей мир социальных течений и групповых интенций.

Начало процветания украинской науки - страх недооценить способности других социальных групп. Вершина украинской науки - переход от аппаратности и институционализма к истинной креативности и мобильности.

(С) Марина Чиянова

Интенция (лат. intentio — стремление) - Направленность мыслительной деятельности человека на решение какой-либо задачи, на познание какого-либо объекта.
Сциенти́зм (фр. scientisme, от лат. scientia — наука, знание) — общее название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром.

Комментариев нет:

Отправить комментарий