Для начала рассмотрим легендарный без оговорок фильм ужасов года 1979 «Чужой», который стал законодателем моды на научно фантастические фильмы, которому многие деятели жанра «хоррор» подражают по сей день. А мир чужих продолжает жить в нашей современности. Фильм успешен благодаря интересному рецепту искусства устрашения.
Первый фактор страха в фильме «чужой» - Боязнь неизвестного - на этом построена вся лента. Вплоть до финала режиссер будет показывать не полные образы чужого, что открывает дорогу нашему страху и простор для воображения – так хочется взглянуть на чудовище в полный рост, поэтому зрителю приходится додумывать детали самому. Режиссеру первой части удалось добиться в этом успеха. В моменты появления чудовища зритель от страха подпрыгивает, неволей получая мазохистское удовлетворение.Второй фактор успешного страха, добавляющий усиление в переживание за главного героя – это женщина в главной роли. Изначально персонаж Рипли задумывался мужчиной, однако на подготовительном этапе съемок режиссер потребовал превратить героя в женщину. Конфликт неравных противоположностей усиливает тревожные чувства. Монстр в любой момент растерзает жертву. Сидящие перед экранами обыватели думают, что шансов у героини нет, смерть нужно ожидать, откуда угодно и когда угодно. Но отважный лейтенант, шагая по краю лезвия в море капканов, продолжает борьбу за выживание.
Третий фактор – революционный рывок кинематографа в плане визуальных эффектов приближенных к реальности. Фильм за лучшие визуальные спецэффекты получил награду академии. Сюда следует добавить интересный факт, повлиявший на фильм. Речь идет о методе съемки одной сцены, где чужой лезет из грудной клетки зараженного члена экипажа. О внешности личинки монстра никто из исполнителей ролей не знал. Поэтому, выражения ужаса на лицах актеров в сцене не наигранные, а настоящие.
В западном кинематографе существует еще один хоррор проект родственный «Чужому». Это культовый, обладающий похожими приемами устрашения фильм «Хищник». Главная удача фильма — пришелец, созданный Стэном Уинстоном. В его пришельце очень много животного. Это прямоходящий гибрид жабы с жужелицей. Авторы фильма дают зрителю возможность увидеть охоту наоборот. Такая охота, показанная на экране, неприятно режет нервы и вызывает когнитивный диссонанс. Конечно, что-то подобное уже было. В одном из начальных эпизодов «Планеты обезьян» космонавты, прибывшие на чужую планету, оказываются в щекотливой ситуации: эволюция на этой планете пошла как-то неправильно. В результате венцом природы оказываются обезьяны, а люди мало чем отличаются от прочих бессловесных тварей. Космонавты попадают в эпицентр сафари, охоты на человека. Но если в «Планете обезьян» показывается массовое, совершенно безопасное и паскудное развлечение, то пришелец из «Хищника» вызывает некоторое уважение, потому что он, в общем-то, спортсмен. Похожая, но чуть иная параллель с «Чужим» в плане неравенства сил и возможностей.Другой плюс – музыка Алана Сильвестри, написавшего треки к половине лучших фантастических и приключенческих фильмов, снятых в Голливуде 80-х годов. Третий плюс – усовершенствованные спецэффекты. Отмечаю интересно показанную неполную невидимость пришельца. Мало кто знает, что это – косяк создателей спецэффектов, который неожиданно пришелся к месту. Кстати, когда я смотрел фильм в конце 80-х в видеосалоне, то работа субъективной камеры (кадры со стороны пришельца – через инфракрасный фильтр шлема) поначалу показалась мне дефектом видеозаписи и жутко бесила. Вот какие необычные, новаторские в фильме спецэффекты. Немудрено, что фильм стал эталоном фантастического боевика и сейчас проходит по разряду киноклассики. Монстр «Хищника» и чудовище из «Чужой», чем – то схожи друг с другом могуществом. Один убивает инстинктивно, другой ради спорта. Их объединяет эффективность раздачи смерти человеческим героям. Не зря авторы вселенных решили их вражески скрестить в нескольких фильмах. Сага чужого и хищника еще не увидела конца. Неизвестно кто из монстров окажется победителем в подлинном финале. Леонид Кубицкий
Комментариев нет:
Отправить комментарий