среда, 18 мая 2016 г.

Соревнование ужаса. Чужой или Хищник. Кто страшнее?



Для начала рассмотрим легендарный без оговорок фильм ужасов года 1979 «Чужой», который стал законодателем моды на научно фантастические фильмы, которому многие деятели жанра «хоррор» подражают по сей день. А мир чужих продолжает жить в нашей современности. Фильм успешен благодаря интересному рецепту искусства устрашения.

Первый фактор страха в фильме «чужой» - Боязнь неизвестного - на этом построена вся лента. Вплоть до финала режиссер будет показывать не полные образы чужого, что открывает дорогу нашему страху и простор для воображения – так хочется взглянуть на чудовище в полный рост, поэтому зрителю приходится додумывать детали самому. Режиссеру первой части удалось добиться в этом успеха. В моменты появления чудовища зритель от страха подпрыгивает, неволей получая мазохистское удовлетворение.
Второй фактор успешного страха, добавляющий усиление в переживание за главного героя – это женщина в главной роли. Изначально персонаж Рипли задумывался мужчиной, однако на подготовительном этапе съемок режиссер потребовал превратить героя в женщину. Конфликт неравных противоположностей усиливает тревожные чувства. Монстр в любой момент растерзает жертву. Сидящие перед экранами обыватели думают, что шансов у героини нет, смерть нужно ожидать, откуда угодно и когда угодно. Но отважный лейтенант, шагая по краю лезвия в море капканов, продолжает борьбу за выживание.
Третий фактор – революционный рывок кинематографа в плане визуальных эффектов приближенных к реальности. Фильм за лучшие визуальные спецэффекты получил награду академии. Сюда следует добавить интересный факт, повлиявший на фильм. Речь идет о методе съемки одной сцены, где чужой лезет из грудной клетки зараженного члена экипажа. О внешности личинки монстра никто из исполнителей ролей не знал. Поэтому, выражения ужаса на лицах актеров в сцене не наигранные, а настоящие.
В западном кинематографе существует еще один хоррор проект родственный «Чужому». Это культовый, обладающий похожими приемами устрашения фильм «Хищник». Главная удача фильма — пришелец, созданный Стэном Уинстоном. В его пришельце очень много животного. Это прямоходящий гибрид жабы с жужелицей. Авторы фильма дают зрителю возможность увидеть охоту наоборот. Такая охота, показанная на экране, неприятно режет нервы и вызывает когнитивный диссонанс. Конечно, что-то подобное уже было. В одном из начальных эпизодов «Планеты обезьян» космонавты, прибывшие на чужую планету, оказываются в щекотливой ситуации: эволюция на этой планете пошла как-то неправильно. В результате венцом природы оказываются обезьяны, а люди мало чем отличаются от прочих бессловесных тварей. Космонавты попадают в эпицентр сафари, охоты на человека. Но если в «Планете обезьян» показывается массовое, совершенно безопасное и паскудное развлечение, то пришелец из «Хищника» вызывает некоторое уважение, потому что он, в общем-то, спортсмен. Похожая, но чуть иная параллель с «Чужим» в плане неравенства сил и возможностей.Другой плюс – музыка Алана Сильвестри, написавшего треки к половине лучших фантастических и приключенческих фильмов, снятых в Голливуде 80-х годов. Третий плюс – усовершенствованные спецэффекты. Отмечаю интересно показанную неполную невидимость пришельца. Мало кто знает, что это – косяк создателей спецэффектов, который неожиданно пришелся к месту. Кстати, когда я смотрел фильм в конце 80-х в видеосалоне, то работа субъективной камеры (кадры со стороны пришельца – через инфракрасный фильтр шлема) поначалу показалась мне дефектом видеозаписи и жутко бесила. Вот какие необычные, новаторские в фильме спецэффекты. Немудрено, что фильм стал эталоном фантастического боевика и сейчас проходит по разряду киноклассики. Монстр «Хищника» и чудовище из «Чужой», чем – то схожи друг с другом могуществом. Один убивает инстинктивно, другой ради спорта. Их объединяет эффективность раздачи смерти человеческим героям. Не зря авторы вселенных решили их вражески скрестить в нескольких фильмах. Сага чужого и хищника еще не увидела конца. Неизвестно кто из монстров окажется победителем в подлинном финале. Леонид Кубицкий



Комментариев нет:

Отправить комментарий