Согласно логике вещей, у современного человека в данный исторический момент вообще не должны возникать какие-либо противоречия с миром. Мир уже комфортно обустроен и полон исчерпывающей информации, создан для нашего неукротимого движения вперёд и масштабного развития.
Тем не менее, теория расходится с фактом. Мы живём в эпоху повышенной конфликтности – межнациональных, внутрисоциальных и внутриличностных противоречий. Мир сотрясают войны и революции, и только в некоторых странах внешние реформы приводят к внутреннему прорыву, обогащению и развитию ментальности нации.
Именно сейчас растущая ментальность украинцев как никогда чувствительна и уязвима. Давайте обойдёмся без повторения затёртых тезисов о том, что нами управляют СМИ. Нами управляют прежде всего наши желания и слабости. Это не хорошо и не плохо. Это следует просто признать.
В окружающем мире информация струится мощными потоками, мы живём в ней, поглощая её в невиданных прежде количествах. Наличие внутренних (психологических) и внешних (технологических и социальных) фильтров далеко не всегда облегчает восприятие мира. Скорее, напротив, мы часто получаем тенденциозную картину мира.
В этом материале я ставлю перед собой задачу по возможности прояснить термин «картина мира» и раскрыть его в присущей ему полноте. Это напоминание не будет лишним в век нарастающей специализации и активного практицизма.
Карти́на ми́ра — совокупность основанных на мироощущении, миропонимании, мировосприятии и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человека (мыслящего субъекта) о нашем мире (Земле) и мироздании (Вселенной, Мультвселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём.
Итак, в этом определении мы видим четыре компонента: мироощущение, мировосприятие, миропонимание и мировоззрение. При этом в обыденной речи на слуху только последние два понятия, возможно, потому что они легче поддаются вербализации. Что же касается мироощущения, кажется сложным его анализ и изложение. На протяжении многих веков цивилизация и культура накладывают запрет на проявление и вербализацию инстинктов, привлечение внимания к сфере ощущений. Мы видим мир индивидуально и редко говорим об этом. Что, если принятие инстинктивной (лимбической) сферы приблизит человека к внутренней гармонии и придаст ему энергии? Что, если уже при жизни нашего поколения будут раскрыты «подводные камни» психики и пересмотрены определения состояний психики человека? Названное удобно и привычно. Неназванное сложно и пугающе. Сама динамика переходов между состоянием максимального самоконтроля и концентрации на высших потребностях и погружением в глубины бессознательного и захваченностью психики инстинктивной сферой может быть не атавизмом, а мощным источником творческих ресурсов и запасом прочности и адаптивности для экстремальных ситуаций.
Нам нужно тело для принятия сигналов внешнего мира и сознание для постановки задач, а также язык со всеми его аспектами и стилистическими нюансами. Нам нужна еще большая осведомленность о процессах нашей психики и ещё большая свобода от ярлыков. Человеческий мозг – одна из самых загадочных территорий во Вселенной. Именно поэтому синергия даже двух сознаний способна творить чудеса, что уже говорить о больших коллективах.
Этот рисунок предельно схематично показывает четыре основных компонента картины мира. В данный момент трудно найти человека, чьё сознание предельно гармонично и интегрировано. Есть определённые преференции, основанные на изначальных автоматизмах психики, а также на опытах освобождения от рамок этих автоматизмов. Картина мира создаётся и нарабатывается в течение всей жизни человека, а действия его могут быть обусловлены ею в большей или меньшей степени. 21-й век - век эпигенетики (системы представлений о том, что гены уже не являются определяющим фактором антропогенеза) и синтеза научных течений, а также активного включения в мышление результатов трансцендентных/трансперсональных опытов и состояний. Теперь религиозная и мифологическая картины мира из самодовлеющих становятся дополнительными, предельно рационализируемыми элементами общей синтетической модели мировосприятия. Обращение к мифологическим архетипам – это всего лишь способ усилить креативность и артистизм в соответствующих ситуациях, повысить ресурсность психики и мощность воображения. Религиозная картина мира может выполнять в этой модели мотивирующую функцию, терапевтическую или стабилизирующую, переплетаясь в общим философским базисом. Итак, возможно, правильный выбор – не опираться на авторитеты, а синтезировать элементы картин мира и, получая больший доступ к устройству своей личности, безупречно регулировать её проявления даже тогда, когда со стороны отдельные поступки кажутся немотивированными и импульсивными.
Как мне кажется, именно интеграция субъективных картин мира – это большая, яркая, внушительная и актуальная задача. Уже саморазвитие контроля над эмоциями спасает жизни людей и улучшает их качество. Соотнесение своей субъективной картины мира с обыденной или научной – это длительный и тонкий процесс. При этом вероятны внутренние метания, рост и падение качества жизни, продиктованные аксиологическими переменами и кризисами. Умение осознать и признать свою систему ценностей ведёт человека к состоянию внутренней ясности и самоактуализации, но и здесь возможны «подводные камни», такие как излишняя привязанность к доказавшим свою эффективность привычным моделям мышления. Умение же сменить угол рассмотрения текущей темы, чтобы выйти за пределы привычного мышления и перевести проблему в задачу, уже говорит о высоком уровне рефлексии и креативного потенциала.
Сейчас многие авторитетные издания говорят о том, что ясное мышление автоматически повышает качество жизни. Увы, это не совсем так. Ясность мышления – это маленький бонус ко всем остальным важным качествам человека. Она не гарантирует побед и достижений во всех сферах жизни, но даёт дополнительную мерность восприятия происходящего, следовательно, может привести к повышению контроля над жизненными ситуациями и уменьшению количества ошибок.
Давайте говорить хотя бы иногда неторопливо и вдумчиво о наших картинах мира, об идеалах, ведущих нас, с целью правильно применить отпущенное нам время жизни и выйти на максимальный уровень эффективности.
(с) Марина Чиянова