90% стартапов прекращают существование по причине того, что основной носитель – автор идеи – считает ее самодостаточной и не желает адаптировать собственное видение под потребности клиентов. Сам генератор максимально и достаточно проработал гениальную идею. Теперь перед ним стоит следующая цель – получить вознаграждение за свои труды, старания, практические усилия. Мысли о том, что эти труды могут быть не сильно нужны платежеспособному покупателю, в голову стартапера не приходит. В этом и кроется ключевое противоречие. Ведь ему логично было бы не замыкаться в рамках собственного запроса и интересов, а выйти за них и узнать, чем дышат люди, какие потребности нужно удовлетворить и зачем вообще столько времени тратить на то, о чем тебя никто не просит и, возможно, не попросит никогда?
Но носитель идеи продвигает свое упрямство (а предпринимательство подразумевает последовательное упорство на протяжении длительного периода времени), в результате чего сталкивается со стеной непонимания, исчерпанностью ресурсов, и в большинстве случаев идея так и остается непонятой и непринятой, чтобы получить развитие и жить своей жизнью. Возникает то, что в марафоне называется «стеной», – ментальное препятствие, порожденное неправильным распределением сил и ошибками подготовительного этапа.
Спрос, с одной стороны, может родиться из непосредственного обращения, просьбы об услуге или помощи. А с другой – из наблюдений за пространством, умением вычленять из информационного шума реальные потребности клиентов.
Однажды я заметила, что моя дочка по своей наивности считает чуть ли не своим долгом проявить инициативу и сработать на опережение, придя на помощь тому, кто в ней нуждается: старается подсказать что-то своим одноклассникам, добавить, передать и так далее. После этих наблюдений я поняла, что пора с ней поговорить, поскольку сама убеждена: помогать надо только в тех случаях, когда искренне просят. Так и объяснила дочке: если не просят – значит, не нужно, необходимость твоей помощи может существовать исключительно в твоей картине мира, а людям она просто не требуется. И знаете, чем это закончилось? Однажды мы подходили к станции метро «Славянский бульвар» и увидели по-нищенски одетую женщину, громко просившую милостыни. Дочка посмотрела на нее и сказала: «Мама, она не искренне просит о помощи, иначе могла бы пойти, например, в школу – там хотя бы на еду можно заработать в школьной столовой».
Книги для меня – это тоже своеобразный личный стартап, способ продвинуть собственные новаторские идеи и открытия. Написание, последующее оформление и издание произведения – это настоящее производство, довольно сложное и очень напоминающее запуск проекта с масштабированием его от замысла до тиража.
К своей книге «Неизбежный процесс освоения пространства» я отношусь именно как к продукту, потому что мне не все равно, будет она пылиться на полке в магазине или ее станут раскупать как горячие пирожки и переводить на разные языки. Да, я хочу, чтобы моя книга была востребованным, полезным и качественным продуктом, поэтому внимательно слушаю, что говорят о ней вокруг, какие настроения царят и какие мысли сегодня важно доносить людям.
С декабря я буквально с головой погрузилась в писательский процесс. Рукопись читает тьютор (задает вопросы к тексту), смотрят менторы (тоже задают вопросы), оценивают продюсеры. Практически каждый из них после прочтения текста интересовался одним и тем же: «А будут ли задания к главам?»
– Задания? – удивленно округляла глаза я. – Это же не детский букварь. Это – Книга, серьезное произведение, для успешных людей, достигших своего потолка и ищущих новые пути для развития. Какие еще задания? Что, читатели должны ощутить себя школьниками, которые обязаны выполнять «домашнюю работу»?
В общем, я решила, что задания – лишний инструмент для моей серьезной и полноценной книги, и с легкостью рассталась с мыслью, что мне придется стать еще и репетитором. Но недавно один из продюсеров снова вернул меня к этой теме:
– Кристина, такая книга подразумевает, что читатель сможет тут же применить ваши находки, ваш опыт к себе. Оглянуться на свою жизнь и попробовать проанализировать ее с помощью инструментов, которые вы даете читателю. Если после каждой главы вы будете предлагать ему задания: упражнения, тесты, вопросы, то ваша работа как создателя уникальной концепции будет более эффективной.
«Надо было с самого начала слушать моих менторов, – подумала я, уже понимая, что чуть не пополнила ряды невостребованных гениев. – Это же то, что рынок просит, значит, нужно обязательно отозваться».
Я решила в конце каждой главы адресовать моему воображаемому будущему читателю вопросы. Начав практиковать формат такого заочного интервью, я вдруг поймала себя на мысли, что мне очень нравится это занятие. Как оказалось, не так уж и просто в нескольких вызывающих отклик вопросах, с предельным лаконизмом и конкретностью донести суть того, о чем рассказываю через художественные образы. Но вот само слово «задания» как-то напрягало своим казенным звучанием. Думаю, именно поэтому я и отвергала поначалу саму идею, подсказанную моими учителями и продюсерами.
– Может быть, вместо «задания» использовать другие варианты, отражающие процесс коучинга? – предложила Екатерина Иноземцева, которая владеет практически всеми секретами и приемами написания книги.
Взяв на вооружение все доступные ресурсы «великого и могучего», она придумывала вариант за варинтом:
– вопросы себе;
– пятиминутка внутреннего диалога;
– сам себе коуч;
– осваиваем внутреннее пространство;
– время подумать;
– диалог с собой…
– Конечно, это же коучинг! – осенило меня. Всю инсайдерскую информацию, которая передается в книге, важно донести до читателя через его опыт. А коучинг славится тем, что задает правильное вопросы для выявления ответов, которые уже есть у человека. Просто нужно заглянуть чуть глубже и всецело представить процесс. Так родился новый термин в писательстве –
Вместе с тем, таких фрагментов и абзацев может быть великое множество, и не только в книге. Статьи во френдленте, просто комментарии, случайные разговоры и так далее – все это тоже коучмент, информация к размышлению, послание из внешнего пространства. Но чтобы целиком и полностью осваивать пространство, мало лишь получать подтверждения его существования – важно задавать себе вопросы о том, насколько услышанная или увиденная информация релевантна для наших собственных опытов и целей.
Чтение книг – это не просто развитие, а развитие с получением глубоких инсайтов на постоянной основе.
Помните, как долго на уроках литературы мы разбирали идеи произведений великих писателей? Почему? Потому что знакомство с идеями и концепциями – это фактор роста.
Сложно представить процесс роста без чтения именно концептуальных книг, а не поточной информации о Сансаре. Неслучайно наиболее успешные, достигшие высот люди, как правило, начитанны и образованны.
Но читать можно по-разному. Отнюдь не мало тех, кто проглотил 100 миллионов книг и даже зазубрил их. Такие люди много говорят, сыплют цитатами, но сами толком ничего сделать не способны. И поэтому все инстинктивно обходят их стороной.
Как же избежать синдрома отличника? Может быть, внедрить инструмент, который позволит прочитанные книги превратить в коумент?
Задавать правильные вопросы и комментировать – значит получать информацию буквально из окружающего эфира: из любой жизненной ситуации, любого образа, фильма, любого сказанного или написанного слова. Смысл заключается в том, чтобы слушать пространство и впитывать его. Понимать основные сигналы и реагировать на них через призму своих ценностей и целей. А если есть необходимость, то и обновлять систему ценностей, в зависимости от преобразования времени и пространства.
У меня есть бессрочная, то есть вечная подписка (в реальности исчисляется время до 100 лет) на замечательный ресурс – самую большую электронную библиотеку самарри нон-фикшн книг – Smart Reading. Помимо довольно привлекательного формата, мне нравится, что создатели библиотеки предлагают после прочтения саммари книги пройти тесты, позволяющие читателю понять, насколько он усвоил материал. С другой стороны, ресурс служит прекрасной основной для развития самого коуча, который, как любой хороший психолог, в свою очередь сам должен проходить психотерапию, иначе будет нарушаться принцип свежести и обновления.
Следующий уровень освоения текста в нон-фикшн книгах – это понимание приведенного материала через свой опыт, цели и систему ценностей. Одно дело – читать книгу «7 навыков высокоэффективных людей», другое дело – задавая себе вопросы из собственного опыта, понять, на каком уровне нахожусь я, читатель.
Коучинг сегодня – один из самых дорогих инструментов развития. Сеанс с коучем начинается от 50 000 (и это начинающий коуч), и, как правило, одной встречей общение не исчерпывается. Для качественного решения бизнес-задачи нужно как минимум 5-6 сеансов. А для решения жизненных ситуаций коучинг может продолжаться и дольше.
Вместе с тем, психологические задачи требуют временных затрат. Как здоровый ребенок не может родиться раньше, чем через девять месяцев, так и многие результаты достигаются через вызревание, последовательность определенных процессов. К примеру, чтение книг сохраняет нервную систему на такой скорости развития, что любые сложные изменения, касающиеся решения проблем, могут произойти гораздо быстрее и без вмешательства посторонних специалистов. Для этого важно задавать вопросы, касающиеся своего опыта, целей и системы ценностей.
Чтение книги с коучментом позволяет усвоить материал и понять его пользу в разы эффективнее и быстрее.
Коумент необходим для фильтрации невероятно огромного ежедневного потока информации, которая догоняет нас даже при выключенных телефонах через систему push-уведомлений.
Мой Instagram: https://www.instagram.com/kristineakimenko/
Мой Facebook: https://www.facebook.com/kristine.arutyunyan
Моя компания: www.etg2020.ru